О ЙОГЕ
Происхождение йоги доподлинно неизвестно. Возникла она в глубокой древности, более 5000 лет назад, а развивалась благодаря мудрецам всего мира, включая индийских. Самыми ранними книгами, в которых появились её первые символические описания, стали древние Веды, а спустя некоторое время были созданы комментарии к ним — Брахманы и Упанишады. Первые (с санскр. «молитва») были текстами о жертвоприношениях и ритуалах, но, что очень важно, также описывали некоторые способы медитации, а вторые (с санскр. «сидеть рядом и учиться у гуру») подробно раскрывали йогу как учение, а также ее техники.
Затем, примерно во II в. до н.э., появились «Йога-сутры» Патанджали — руководство, которое было переведено множеством йогических учителей и до сих пор считается основой классической йоги. В своем труде Патанджали собрал, систематизировал и описал уже существующие практики йоги, зародившиеся за несколько тысяч лет до него.
В настоящий момент самым распространенным и известным направлением йоги является хатха-йога. Слово «хатха» переводится как союз Солнца и Луны — силы и гибкости, ментальной (умственной) и пранической (жизненной) энергий. Практика включает в себя первые йогические ступени: Яму, Нияму, Асаны, Пранаямы (подробнее о ступенях — в моей более ранней статье https://yuyoga.ru/dlya-chego-nuzhna-praktika-yogi, Шаткармы (практики внутреннего очищения) — и направлена на достижение баланса между умом, физическим телом и энергией, подготавливая йога к более высоким ступеням самопознания.
  • Аштанга-Виньяса йога — динамическая практика, содержащая в себе асаны, соединенные между собой четко закрепленными виньясами, пранаямами, бандхи и дришти. Основатель — Шри Кришна Паттабхи Джойс (1915-2009);
  • Йога Айенгара — ее особенностью является детальная отстройка тела в асанах, а также их статичное, медленное и аккуратное выполнение. Основатель — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (1918-2014).
  • Йога-Нидра — йога сна, или практика осознанного расслабления между сном и бодрствованием. Это особая медитация в статичном положении лежа с пранаямами, визуализациями и намерением. Основатель — Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009);
  • Кундалини-йога — сочетание динамических асан, пранаям, мудр, бандх и мантр, направленное на пробуждение и подъем энергии — психической и духовной силы, называемой «кундалини» (с санскр. «свернутая кольцом») и представляемой в теле человека в форме змеи. Основатель — Харбхаджан Сингх Хальса Йогиджи, известный также как Йоги Бхаджан и Сири Сингх Сахиб (1929-2004).
  • Шивананда-йога — основана на асанах, пранаямах, шавасане, питании, позитивном мышлении и медитации. Акцент в практике делается на расслабление, а также в ней не приветствуется аскетизм. Основатель — Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963).
  • Бикрам-йога, или горячая йога — практика, проводимая в помещениях с температурой 37-40°С и высокой влажностью и заключающаяся в выполнении динамической последовательности из 26 асан и 2 дыхательных упражнений, что в сочетании друг с другом способствует интенсивному потоотделению и выведению токсинов из тела. Основатель — Бикрам Чоудхури (род. в 1944).
    • Виньяса-флоу йога — поточная практика связанных друг с другом дыхания и движения. Этот стиль предполагает плавный волнообразный переход между асанами, с сохранением дыхания и без четко установленных последовательностей, словно танец. Один из самых известных учителей — Жерар Арно (род. в 1952).
    Волшебные названия могут одновременно притягивать и отталкивать своей таинственностью, но и здесь все намного проще, чем кажется на первый взгляд. Язык, которым йога описывалась в течение нескольких тысяч лет и продолжает оформляться сейчас, — санскрит — один из самых древних языков мира, считающийся прародителем всех существующих на данный момент языков. Отсутствием письменного выражения и особым звучанием он сохранил давнюю традицию, когда знания передавались от человека к человеку из уст в уста, исцеляя своими вибрациями. Вот лишь некоторые, наиболее распространенные примеры санскритских слов в йоге, которые за магическим фасадом имеют вполне привычное и понятное содержание — практики, способные воздейстовать на наши физиологию и концентрацию внимания:
    • 1
      Асана
      (с санскр. «поза») — устойчивое и удобное положение тела
    • 2
      Пранаяма
      («прана» — жизненная энергия, дыхание, «яма» — контроль) — дыхательные упражнения
    • 3
      Шавасана
      («шава» — освобождение, «асана» — движение тела) — поза расслабления
    • 4
      Бандха
      (с санскр. «узлы, замо́к») — энергетический замок, воздействующий на внутренние органы и эмоциональное состояние человека
    • 5
      Мантра
      (с санскр. «освобождение ума, стих, волшебство») — священный текст на санскрите, требующий точного звукового воспроизведения. Как уже было сказано выше, этот древний язык способен оказывать на человека благотворное и целительное воздействие именно благодаря своим звуковым вибрациям
    • 6
      Дхришти
      (с санскр. «взгляд, мудрость») — концентрация взгляда и внимания на определенных точках тела: кончике носа, межбровье, пальцах стоп, больших пальцах рук, пупке, кистях рук, взгляд вправо, влево или вверх, — или статичных окружающих объектах
    • 7
      Дхьяна
      с санскр. «созерцание, ви́дение умом») — медитация, регулируемый и сконцентрированный поток сознания
    • 8
      Мудра
      («муд» — радость, «ра» — давать) — определенный жест
    • 9
      Крийя
      (с санскр. «очищающее действие») — последовательность упражнений, направленная на достижение конкретного эффекта
    • 10
      Виньяса
      с санскр. «очищающее действие») — последовательность упражнений, направленная на достижение конкретного эффекта
    Одним из самых больших современных мифов касательно йоги является ее религиозность, что произошло, вероятно, из-за ее глубокой исторической связи с Индией. На деле же йога не ограничена ни одной религией мира (она зародилась намного раньше) и представляет собой более широкое понятие. Само слово «йога» с санскрита можно перевести как «единение, связь, нить» — буквально связь с самим собой. Это учение, целая наука о человеке, его взаимодействии с самим собой и окружающим миром, о скрытых возможностях, потенциале и силе, которые возможно раскрыть и развить благодаря регулярной практике. Она о внутренних свободе и выборе и бесконечно глубоком познании самости. Все начинается с тела, но по мере углубления в практику трансформируется также и наше внутреннее пространство.
    Самое главное различие между йогой и религией заключается в отсутствии необходимости верить: в богов, вселенную, даже в самого человека — во что угодно. В йоге нет места какой бы то ни было принадлежности, она описывает лишь добровольный и свободный процесс погружения в себя при помощи сформированных в древности техник, которые доступны абсолютно каждому человеку, вне зависимости от того, каких взглядов он придерживается, чем занимается, что думает и чувствует. Это не об эзотерике, духовности или каких-то метафизических моментах, хотя и они в некоторой степени имеют место, йога — про простоту и возвращение к себе, раскрытие своей настоящей структуры без внешних костылей в виде концепций или кумиров, а нахождение всех вопросов и ответов внутри себя. Углубляя контакт с самим собой, лучше чувствуя собственные тело и внутренние состояния, мы становимся более чуткими к колебаниям и проявлениям внешнего мира, благодаря чему можем гармоничнее проживать свой путь.
    Но также очень важно помнить и осознавать, что при всей своей глубине йога — это не волшебная таблетка, которая за одно занятие даст ответы на все вопросы, решит все проблемы и подарит вечный покой и безмятежность. Йога — это инструмент, который помогает выстраивать, поддерживать и углублять связь с самим собой через тело, дыхание и движение в моменте, подсвечивает, какие мы есть, куда стоит обратить внимание и направить силу, а где — снять напряжение и добавить больше искреннего принятия. Йога открывает нашему взору бесконечные возможности внешнего и внутреннего раскрытия и самосовершенствования, но ничто не происходит само по себе — только мы ответственны за то, насколько всё будет реализовано. Использовать этот инструмент или выбрать нечто другое — каждый решает сам, исходя из своих нынешних условий, намерений и стремлений.


    За прошедшие века йога прошла бессчетное количество трансформаций, поскольку менялся мир и сами люди, их восприятие, ощущения и потребности. Было создано множество трактовок и интерпретаций, ответвлений и нововведений, и это развитие не прекращается до сих пор. Ничто в мире не может быть постоянным ввиду самой своей природы, но, что бы ни происходило, оно всегда основывается на глубинной связи, и йога не становится исключением. Какие бы техники ни появлялись, забывались или возрождались вновь, они всегда направлены на воссоединение с самим собой и раскрытие во всех областях, где каждый может выбрать что-то свое, то, что будет откликаться и способствовать развитию, а не угнетать его.
    На самом же деле оба варианта — при условии, что это направленные действия, корректно отстроенные, подкрепленные намерением, в сочетании с трансформацией мышления и состояния, — ведут к качественному переходу на новый уровень, а отличаются лишь временем и нашей готовностью эти изменения благополучно принять. Главное — не создавать внутри лишнее напряжение, не сопротивляться, не усложнять и не строить ожиданий, а раскрываться, особенно в непростые моменты, позволять практике идти через ощущение свободы, проявление силы и точности, честности и непосредственности, постоянной заботы и внимательности, пропуская через себя каждый вдох и выдох, а через них и каждый момент, чтобы как можно более гармонично и глубоко проживать все необходимые и желанные трансформации.
    В любом случае, каких бы школ, учителей и форм мы ни выбирали, едино для всех — то, что любые изменения возможны лишь благодаря регулярной практике. Она может быть мягкой и погружающей, сильной и горячей, легкой и поточной или, наоборот, достающей на поверхность запрятанную боль и нерешенные моменты, которые пора прожить и отпустить. В один жизненный период эффект от практики может достигаться быстро, очень заметно и даже без особых усилий, в другой же — каждое изменение может казаться совершенно не связанным с другим, даваться нелегко и долго оставаться неявным.
    1. Свами Муктибодхананда — Хатха-йога прадипика. Объяснение хатха-йоги.

    2. Свами Сатьянанда Сарасвати — Йога-сутра Патанджали. Комментарии.

    3. Б.К.С. Айенгар — Йога Дипика. Прояснение йоги.

    4. Парамаханса Йогананда — Автобиография йога.

    5. Садхгуру — Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога.

    6. Лесли Каминофф — Анатомия йоги.

    7. Свами Сатьянанда Сарасвати — Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха.

    8. Т.К.В. Дешикачар — Сердце йоги. Принципы построения индивидуальной практики.

    9. Свами Сатьянанда Сарасвати — Йога Нидра.

    10. Артем Фролов — Йогатерапия. Практическое руководство.
    Книги о йоге: